ПРо посуду, фарфор, мебель, одежду, 30 пар роскошных туфелек я уж и не говорю.
И, надо сказать, после всего этого я сильно призадумалась на тему - а что придется разгребать моим детям и куда денутся мои, например, книги, картины и коллекция чашек ЛФЗ, которые я собрала за 20 лет жизни в Голландии. Приехала-то я сюда без единой чашки или книги.
Тут-то мне в очередной раз попалась ссылка на книгу Марии Кондо о уборке и меня, наконец, пробрало. те, кто меня лично знают - поймут.
В общем, я занялась уборкой и разгребанием завалов. Больше всего мне понравились 2 идеи: одежду в ящиках ставить как книги, и - оставлять только то, от чего,подержав в руках, получаешь радостный импульс. Потому что аргументы типа - может, пригодится, может, когда-нибудь надену/еще раз прочитаю - не работают. и - к сожалению - не работает основной аргумент для хранения - "детям пригодится." Потому что - нет, не пригодится. Преемственность вещей нынче - анахронизм.
А выросла -то я в доме, где в шкафах хранились библиотеки нескольких поколений, на антресолях лежали архивы с дореволюционных времен, а в коридоре стоял огромный тяжелый сундук с вещами "на вырост" или "дети будут носить", и среди них крестильная рубашечка моей бабушки.
КАждый день я теперь стараюсь что-то разобрать. И вот вчера - разгребла пару книжных полок и обнаружила книги, которые я никогда не буду перечитывать и простое обладание ими мне тоже радости не доставляет. Причем, поймите меня правильно - это не значит, что книги плохие - отнюдь, просто - не мои. Они мне или были подарены. или я их как-то неудачно купила.
Ну - чтоб было понятно, я, например, буду перечитывать "Маятник Фуко" и не буду "Жизнь с идиотом". а "Венерин волос" - у меня просто не пошел.
В общем, набрала пакет книг на отдачу. и еще пакет всяких учебных материалов по математике для младших классов. Их у меня уже сегодня и забрали добрые люди.
ну это ладно - сама отдала. А ведь когда-нибудь придется отдавать и любимые книги. Напрмер - если окажусь в доме престарелых. Когда-нибудь - я сказала, не волнуйтесь.
И я вдруг подумала, что мне бы хотелось, чтоб на тех книгах, которые живут со мной, стоял экслибрис. Потому что они будут - как семья, которую разбросало по всему миру, но фамилия - как значок экслибриса - как знак какой-то мистической связи между ними - осталась... И - память.