nadjavandelft (nadjavandelft) wrote,
nadjavandelft
nadjavandelft

Category:

По направлению к Босху. День второй.

Два дня прошло, а я все никак не могу собрать мысли в кучу. чтоб написать обещанный отчет о выставке Йеруна ван Акена, известного миру под именем Иеронимуса Босха.

 Нет, ну формально отчитаться легко: были, фотографировать - нельзя, 103 выставочных объекта из музеев разных стран,  9 анимаций, смотрели ок. 3 часов - нужно и можно было больше, но сдохли.
 Выставка хороша и неожиданна. Много графики - набросков, эскизов. очень интересно сравнивать потом с тем, как эти наброски реализовались в картину.
 Выставлены не только работы Босха, но и некоторые вещи того времени,  объясняющие его картины, а так же несколько картин из его матерской, его современников  или  последователей.

Неожиданно остро встал вопрос атрибутики. . Так, например, знаменитая картина"Фокусник" теперь приписывается не Босху  а одному из его последователей, хотя рядом висит набросок этого же сюжета ( отличающийся, впрочем, от картины).
  ( Кое что об этом  можно узнать из  очень  неплохой статьи в "КоммерсантЪ'е" , )

Впечатление от выставки очень сильное и неоднозначное.

Мы попадаем в какой-то совершенно непонятный нам мир аллегорий и фантазий - с одной стороны, с другой - даже в самых фантастических картинах на заднем плане виднеются знакомые ландшафты и абрисы городов, явно напоминающие родной город художника.
 Мир непонятен, потому что трудно определиться - находимся ли мы в Средневековье или в Возрождении. С одной стороны - традиционные средневековые сюжеты, такие,например,  как Корабль дураков, или Искусство смерти (Ars moriendi), с другой - множество деталей смеховой культуры, знакомой нам по Возрождению.
 Мир непонятен, потому что, судя по картинам Босха - мир лежит в грехах и во зле, но иногда не различить - грешники перед тобою или праведники.
 Мир непонятен, потому что внезапно осознаешь, что картины полны аллегорий - которых мы не понимаем, и загадок - разгадки на которые мы не знаем, потому что там, скажем, могут быть зашифрованы голландские поговорки.
 Картины Босха надо не только смотреть  но и "читать", да только язык их -  к сожалению - во многом уже утерян.

 Вот, например, считается, что перевернутая воронка на голове знаменитой птицы-конькобежца в "Искушении св. Антония"(Лиссабон) (на выставке не было) , и на голове знахаря в " Вырезании камня глупости"(Прадо)( на выставке было)

означает обман, мошенничество.  Ну сами посудите - а нам-то, сейчас на эти картины смотрящим - откуда знать?

Кувшины, птицы в клетке, старые женщины в двери дома,   - и т.д. и т.п. - все это указывает на продажную любовь, знак борделя.
 Интересно, что , если Босх эти бордельные реалии еще обозначает аллегорическими символами, то чуть позже - в пору расцвета жанровой живописи в Голландии, бордельные сцены изображались часто и во всех подробностях ( с приличествущими сюжету назиданиями.)
(Это у меня уже сложились впечатления от этой выставки и от зимней выставки в музее Бойманcа "От Босха до Брейгеля".)

 Или вот, например, бесконечные голые задницы. из которых все время что-нибудь торчит - от цветов до флейты.


Или постоянные "выкакивания" кого-то или чего-то.
Ну - отчасти понятно, что это связано с какими-то культурными смыслами,  знакомыми нам и по  литературе Возрождения и по сохранившимся идиомам.
 Но это только - отчасти.

 Тут вот, например,  из задницы  птички вылетают. а в голландском попа часто просто обозначется словом "дырка". - gat.  И очень может быть, что вылетающие птички - это зяблики - vink . А "попный" зяблик -   - gatvink - это слово для того, кого мы бы сейчас назвали нищебродом,голодранцем. другое значение - человек, сеющий раздоры.


  (Кстати - это один из ключей к пониманию и народного и современного голландского  юмора, не гнушающегося анально-фекальных тем.)

И, заметьте, никому все эти задницы на картинах со святыми не мешали.
Вот только почему на одной из голых поп  ноты написаны - до сих пор загадка))



Когда смотришь картины, то ужасно не хватает понимания всех этих деталей. Но - увы. ни аудио-гид ни брошюрка-путеводитель по выставке подробных объяснений не дают.
Да и то сказать: во-первых - чтоб все детали объяснить и разглядеть - надо несколько часов на каждую картину потратить. Во-вторых - многие детали и загадки, зашифрованные в картинах, увы - так никем и не расшифрованы.
А чего стоят все эти монстры, соединяющие в себе детали средневекового бестиария, реальных и аллегорических животных. ( в одном из набросков  я углядела гигантского клеща! А рядом на странице был какой-то явно фантастический урод)

 Большое спасибо создателям выставки за видеомониторы, на которых можно разглядеть мелкие детали картин. живьем это сделать малореально - надо часами чуть ли не носом по картине возить, а вокруг каждой картины человек 5 стоят.

 Вот пишу сейчас  все это и думаю - не поехать ли на выставку еще раз...

 Самые сильные впечатления?
 Наверное, все-таки, от последнего зала - "Видения потусторонней жизни" из Венеции.
 Дело в том. что - за исключением графики - остальные знаменитые картины я так или иначе - живьем или в репродукциях -видела. а вот этот шедевр - нет.
Потрясает скупость деталей - особенно, после всего виденного в предыдущих залах.
Тела, низвергающиеся в бездну, адский пожар - явно отблеск пережитого Босхом в молодости городского пожара, уничтожившего много домов в центре и только чудом не затронувшего дом и мастерскую Босхов. ( Это - кстати - одна из причин, почему Босх так почитал св. Антония, спасающего от разного огня).
тихий сумеречный сад и - туннель в темноте, и блистающий свет в конце этого туннеля. Как он мог это увидеть?
 Этими картинами и заканчивается выставка.


( картинки взяла из интернета)

Экспозиция размещена в залах без окон, стены залов обиты черной или очень темной материей, лампы, освещающие картины, не дают на стенах никаких бликов, и к концу выставки создается ощущение глубокой ночи, забываешь о времени и о том, что за стенами музея. Тем ошеломительней выход из последнего зала в светлый коридор - застекленную галерею  - к  дневному свету.

Tags: gollandija, gollandtsy, искусство, чудеса
Subscribe

  • и уже середина июня... делфтская шкатулка.

    Давненько я здесь не появлялась, только читала иногда ленту... много чего произошло и происходит, хорошего и не очень, и нейтрального, но... давайте…

  • апрель в картинках -2

    Снег и град закончились, но тепло пока не давали. Только вчера потеплело, а до сих пор - ниже +10, с холодным северным ветром. Но вот идешь по…

  • апрель в картинках

    Один из самых красивых месяцев в Голландии, и - самых капризных. так часто бывают у записных красавцев. 31 марта нам дали неожиданно летний день с…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

  • и уже середина июня... делфтская шкатулка.

    Давненько я здесь не появлялась, только читала иногда ленту... много чего произошло и происходит, хорошего и не очень, и нейтрального, но... давайте…

  • апрель в картинках -2

    Снег и град закончились, но тепло пока не давали. Только вчера потеплело, а до сих пор - ниже +10, с холодным северным ветром. Но вот идешь по…

  • апрель в картинках

    Один из самых красивых месяцев в Голландии, и - самых капризных. так часто бывают у записных красавцев. 31 марта нам дали неожиданно летний день с…