В те годы купить красивое платье в магазине было весьма трудной задачей: в отделах одежды висели рубища пошива фабрики"Большевичка", а, учитывая мой рост и худобу, дело это можно было считать и вообще практически безнадежным.
Для желающих красиво одеваться существовало три пути: покупать "фирму" у фарцовщиков, прибегать к услугам ателье или частной портнихи, ну и - шить самим.
Швейными талантами в нашей семье никто не блистал, знакомых спекулянтов у нас не было,а вот хорошие портнихи были. Мама отвела меня к своей портнихе и мы вместе придумали шикарное платье - с бочками, юбкой клиньями, широким отложным воротником и - в этом и была фишка - двумя рядами пуговиц. Пуговицы были задуманы "золотыми", а еще у меня к этому платью был пояс из латунных пластинок - писк моды сезона.
Платье было сшито довольно быстро, остановка была за пуговицами. Ну не было в Ленинграде красивой фурнитуры! К счастью, мама должна была ехать в командировку в Москву, а уж в краснозвездной столице нашей Родины обязательно должны были найтись подходящие пуговицы к моему малиновому платью!
И, действительно, нашлись! В Военторге!
Не знаю, существует ли еще в Москве этот чудесный универмаг, но тогда он радовал москвичей и гостей столицы нестандартным ассортиментом. На верхних этажах располагались отделы с различной форменной одеждой, ее покупали, видмо, по спецталонам, продавались также форменные пуговицы, галуны, погоны, а на нижних этажах торговали просто "предметами народного потребления". Я - в бытность свою москвичкой - застала Военторг в "тощие годы", но даже и тогда он очень неплохо снабжался, а толкучки и очередей, как в знаменитых Гуме и Цуме, в нем не было.
И - уж не знаю, на каком этаже, но мама нашла в Военторге для меня несказанной красоты пуговицы. Я таких никогда раньше не видела: это были "золотые" ажурные шарики на петельке, и на малиновом вельвете они выглядели очень торжественно . Выходное платье получилось просто королевским и я несколько лет его с удовольствием носила - пока окончательно из него не выросла.
С тех пор прошло много лет, и сношено много платьев, а вспомнила я про него недавно, когда пришивала пуговицу к стихарю, который носит мой сын, когда прислуживает священнику в алтаре нашей гаагской церкви.
Собственно, пуговицы-то эти я пришиваю ему время от времени уже много лет, и каждый раз у меня было какое-то странное чувство, как будто я что-то забыла, а мне об этом напоминают.
И вдруг, пару месяцев назад. я вспомнила! Пуговицы на стихаре - это именно такие ажурные золотые шарики, которые мне привезла когда-то мама из Военторга, именно они красовались на моем платье "на выход".
Как такое могло случиться - не знаю. Единственное, что мне приходит в голову, это что в Военторге могли в то время продаваться вещи, использовавшиеся и в "форменной" церковной одежде, без афиширования, конечно, их назначения, точно так же, как продавались перед Пасхой во всех булочных куличи, истинная сущность которых была скрыта под эвфемистической этикеткой "Кекс весенний".


← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →
← Ctrl ← Alt
Ctrl → Alt →