nadjavandelft (nadjavandelft) wrote,
nadjavandelft
nadjavandelft

музыкальноэ

Уже давно сложилось, что все мои музыкальные впечатления в Голландии так или иначе связаны с моей подругой Дианой.
Вот и в прошлую субботу она вытащила меня на концерт, на который я без нее вряд ли бы пошла. Даже просто потому, что концерт был в Антон-Филипповском зале в Гааге, и возвращаться оттуда на общественном транспорте  мне поздновато. Да и не знала я про него - я вообще по части культурной жизни сильно отстала.
 А тут - Диана решила отметить свой День Рожденья , пригласив на концерт трех своих подруг и меня в том числе. Поскольку вылазка была семейной- ее сын и муж тоже присутствовали, Диане удалось уговорить и моего сына пойти с нами. Он вообще-то совсем не рвался да и мне было как-то сомнительно. Он никогда не был на больших серьезных концертах, а тут - бабах! Шенберг раннего периода.
 Да и я - не могу сказать, чтобы горела энтузиазмом. К" перезрелому" романтизму я отношусь спокойно, а тем более трудно было мне представить, что Шенберг в своем раннем произведении поднялся до уровня, скажем, позднего Вагнера. Секстет его ранний я слышала  - ну и без особого восторга. Не случайно же он  уже в это время пробовал атональность в своей музыке, что и привело его через несколько лет к созданию додекафонной системы.

ОДнако же и произведение, на которое нас зазвала Диана, не много шансов было услышать вживую. Грандиозная оратория "Песни Гурре"  ( Gurrelieder)  была написана для позднеромантического оркестрового состава примерно из 150 музыкантов и огромного хора.
 В Европе не так-то просто собрать такой состав исполнителей.

Оркестр собрали из двух студенческих, в концерте участвовали 3 хора - 200 человек - и 5 солистов. Дирижировал - 73-х летний Рейнберт де Лееу.


Как написано в аннотации к концерту, Шенберг. атональные опыты которого вызвали скандалы в музыкальном мире, решил доказать почтенной публике, что он вполне в состоянии создать большое произведение в рамках принятой уже позднеромантической идиоматики.

Вполне понимаю легкую иронию автора этой фразы, поскольку и правда - уж очень старательно использованы в оратории типичные приемы немецкой музыки того времени. Обращение к средневековым легендам, тема роковой-запретной любви и заигрыванье со смертью, восстание против Бога, оркестровка, система лейтмотивов, "песни" , размытые структуры и гармонические связи- в общем, привет "Тристану" Вагнера, не говоря уж о Малере и Р. Штраусе.

 Вот с таким слегка ироническим настроем я и сидела вначале.

Ирония очень быстро уступила место восхищению. Хотя первое оркестровое вступление показалось мне недостаточно красочно сыгранным, все, что было потом, чудовищный поток страстей, гармоний, оркестровых созвучий - увлек и не отпустил до самого конца.
 Прекрасные солисты, чуткий оркестр, очень чувствовалось, что играет молодежь, для которой такой концерт  - не рутинная работа, а пока еще огромное событие.

Удивительная вещь, контрастная и цельная, а экстатический финал - восход солнца - начался так, что просто дух перехватило, и хотелось встать со своего стула вместе с хором и потрясенно раствориться в победных потоках музыки-солнечного света.

К моему великому удивлению, Арам тоже проникся. Он, правда, заснул в середине , как раз, когда "лесная голубка" рассказывала о смерти Тове, но очень быстро воспрял, а уж вторую часть оратории - охоту мертвецов, шута и финал - слушал просто завороженно.
 Помогло делу и то, что под потолком висело электронное табло с переводом текста песен.

Уникальный был концерт, что и говорить, спасибо Диане - ведь вряд ли мне придется такое еще когда-нибудь вживую услышать.

 А еще у меня было очень странное и приятное переживание.
 Много лет назад. в Ленинграде, когда я входила в залы Филармонии или Капеллы, везде были знакомые - слушатели, билетеры, и это была совершенно особая атмосфера, полный зал людей, настроенных с тобой на одну волну, совершенно особые лица.

 Когда я заходила в гаагский концертный зал, то, глядя на оживленных меломанов, на студентов, тащащих с собой в зал инструменты, я грустно подумала, что вот этого окружения у меня в Голландии нет, здесь я выпала из обоймы.
 И совершенно неожиданно я встретила в толпе несколько знакомых голландцев, а в оркестре  в ударной группе разглядела знакомого мальчика из Украины, прихожанина нашей гаагской церкви.

Всюду жизнь! - так-то! :))

Tags: Диана, музыка
Subscribe

  • Пропокупку

    Отгадка. Сейчас, скажу и покажу. Замечательно, что в некоторых случаях отгадки основывались на предпочтениях комментирующих. Но почти единодушный…

  • Четверг

    ...в Делфте- рыночный день. Сегодня тепло и с неба ничего не рушится, поэтому пройтись по рынку, поглазеть, съесть селедочку «из-под ножа»,…

  • и уже середина июня... делфтская шкатулка.

    Давненько я здесь не появлялась, только читала иногда ленту... много чего произошло и происходит, хорошего и не очень, и нейтрального, но... давайте…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

  • Пропокупку

    Отгадка. Сейчас, скажу и покажу. Замечательно, что в некоторых случаях отгадки основывались на предпочтениях комментирующих. Но почти единодушный…

  • Четверг

    ...в Делфте- рыночный день. Сегодня тепло и с неба ничего не рушится, поэтому пройтись по рынку, поглазеть, съесть селедочку «из-под ножа»,…

  • и уже середина июня... делфтская шкатулка.

    Давненько я здесь не появлялась, только читала иногда ленту... много чего произошло и происходит, хорошего и не очень, и нейтрального, но... давайте…