nadjavandelft (nadjavandelft) wrote,
nadjavandelft
nadjavandelft

Categories:

"куда пойти учиться"

 -помните, висели такие объявления в общественном транспорте и на специальных досках?
 Для нас тут в Голландии эта проблема очень актуальна, и сегодня я сделала очередной шаг на пути ее решения - записала сына в среднюю школу - в колледж

 В Делфте 3 колледжа - муниципальный, протестантский и католический.
Я выбрала католический - там повеселее, чем в протестантском и не так отвязно. как в муниципальном, да и школа мне известна. - ее же закончила в свое время дочка, хоть и другое отделение. Да и начальная школа у него - католическая, так что атмосфера  ему знакома.
 Арам попал на HAVO,  этот филиал колледжа небольшой, детей там немного, хороший пригляд и они достаточно гибки: если видят, что ребенок тянет на ступень повыше - то без проблем помогают перейти.
 Информацию я собирала заранее, опрашивала всех знакомых - городок-то небольшой,  всегда найдется, у кого спросить.


Вся ситуация с выбором школы  была очень непростой и я решила рассказать об этом в своем Дневнике Домохозяйки - может, кому-то будет интересно или полезно. А чтоб жители других стран представляли себе, в чем здесь фишка, мне придется вкратце объяснить, как устроена голландская система образования.

 Итак, обычно в Голландии ребенок идет в школу с 4 лет.Т.е. он может попасть в школу и в середине и в конце учебного года. Первый год - посещение свободное, а вот с 5 лет - обязательное.
Реально к выбору начальной школы родители начинаются готовиться заранее.  В Делфте, например, муниципалитет рассылает специальные справочники родителям 2 -летних детей. Мера эта нисколько не преждевременная, так как , чтоб попасть в некоторые школы, надо стоять несколько лет в очереди. Иногда приходится записывать ребенка чуть ли не сразу после рождения.
  В справочниках указаны все городские школы с кратким описанием принципов обучения . А принципы - как и сами школы - могут очень сильно отличаться друг от друга.
 Есть школы муниципальные, протестантские и католические, есть - основанные на системе Монтессори или Дальтон -плане, есть свободные школы, есть - платные, полуплатные и т.д. и т.п.
 Каждая школа может выбрать методическую систему - и соответственно учебники, по которым занимаются дети. Т.е.  в одном городе могут быть несколько католических, напр. школ, работающих по совершенно разным методикам. В результате - к моменту окончания начальной школы и перехода в среднюю знания детей из разных школ могут довольно сильно отличаться.
 Существует, конечно. минимальный набор требований , и чтобы проверить - соответствует ли выпускник начальной школы этим требованиям,существуют  СИТО - тесты, своего рода ЕГЭ для начальных школ.  На основании результатов этого теста ребенку дается рекомендация и происходит зачисление в среднюю школу.
Но! Колхоз - дело, как известно , добровольное. и школы могут сами решать - хотят ли они принимать участие в этих тестах или нет. Если нет - то они проводят какие-то другие тесты и оценивают знания по другому принципу.
Значимость СИТО - теста не абсолютна. Ребенок может случайно написать его ниже своего обычного уровня . Порядочная школа это учитывает и может дать рекомендацию,  основанную не на результатах теста, а на том, как ребенок вообще учится. С другой стороны - если ребенок учился плохо, а тест написал хорошо - то  родители могут  надавить и выторговать рекомендацию на более высокую ступень.
  Как вы видите, выбор начальной школы - вопрос совсем не праздный, поэтому  заботливые родители подходят к нему со всей серьезностью.
 Что касается моих детей, то у них произошло все как-то стихийно.
Когда мы переехали в Делфт, дочку  я отдала просто в близлежащую школу, отчасти  потому/, что там училась знакомая русская девочка, отчасти потому, что там был специальный класс для иностранцев с ускоренным обучением голландскому языку.
 Это только потом я поняла, что школа была т.наз. "черная" и находилась в микроскопическом делфтском "гетто".
 В школе - надо отдать им должное - быстренько разобралась в том, какой к ним попал кадр, предложили дочке  перескочить через класс, дали самую высокую рекомендацию - в общем, сделали все для хорошего старта.
 С Арамом я начала суетиться в последний момент - я тогда еще не знала, что в некоторые школы надо стоять в длинном очереди.
 Сунулась в муниципальную - мне не понравилась обстановка и лист ожидания, зашла в католическую - и очаровалась спокойной атмосферой и чудесным школьным двором с большими деревьями. А что еще надо 4-летнему ребенку? и от дома - 3 минуты езды на велосипеде.
Так он в этой школе и проучился все 8 лет.

 И вот настал роковой год: надо было начинать думать о средней школе.

Средние школы Голландии различаются не только по типам - как и начальные - но и по уровню образования.
 Раньше существовали 4 основных уровня: VBO, MAVO, HAVO  и V WO.
 VBO - предварительное профессиональное образование ( что-то вроде ПТУ)3- 4 года

MAVO - предварительное общее среднее образование  - 4 года

HAVO - предварительное общее высшее образование - 5 лет

V WO - предварительное научное образование. - гимназия или атенеум -  - 6 лет.
 После    VBO можно идти работать или получать быстренько рабочую профессию - и вперед, в пролетарии.
После MAVO - можно работать или получать среднее профессиональное образование
 После HAVO - обычный путь в Высшую школу - с соответствующими профессиями.
 После VWО - можно сразу поступать в Университет, т.е.получать академическое образование.
Впрочем, путь на более высокую ступень никому не заказан - просто надо добрать недостающие годы соответствующего образования.
 В школах, обычно, разные ступени находятся в разных филиалах, , таким образом школы разной ступени отличаются по контингенту и - соответственно - по внутренней сфере.
 Обычно в колледжах первые 1-2 года - так называемые - мосты, т.е. в классе сидят все вместе - например, дети с рекомендациями на последние две ступени, а колледж уже смотрит, насколько ученик соответствует рекомендации. Это, конечно, правильно, уж очень рано приходится определяться с уровнем. Для девочек это не так критично. а ведь мальчишки часто берутся за ум только лет в 13-14. Вот для них и существует возможность передвижки из преходного первого класса на другую ступень.


В нашем случае ситуация выглядела таким образом: В начале этого года Араму дали предварительную рекомендацию на основе предыдущего года. Рекомендация была - MAVO.
Я, конечно, расстроилась - я ведь знаю, что он типичный HAVO-ученик, а на гимназию мы и не замахивались.
 Но в прошлом году он много пропускал из-зи болезней . и ему очень не повезло с учительницей, совершенно не справившейся с группой.
 В конце года я просто за голову схватилась, когда увидела - что у него с математикой. ну - это предмет отдельного поста, я потом расскажу.
 КРоме того, я знаю - что при вполне достаточном уме и способностях Арам очень рассеян и может в тесте понаделать глупейших ошибок просто по разгильдяйству.
 Я решила наступить на горло собственным принципам и натаскать его на тест. Купила CD с упражнениями, и он, как миленький, несколько месяцев эти упражнения дома делал.
 Не жалейте его -  учтите, что  в голландских начальных школах практически не задают домашних заданий!
 Параллельно я начала разбираться в делфтских колледжах и обнаружила, что в одном отделении католического есть смешанные классы MAVO/HAVO, так что можно было попроситься в такой класс - а там видно будет.
 Тактика и стратегия были намечены.
 Результат порадовал: ребенок написал СИТО- тест на уровень между HAVO и VWO и без проблем получил рекомендацию на HAVO.
 Бороться за VWO я не стала.  Наверное, поступила не вполне по стандартам русской диаспоры в Голландии. Большинство родителе - при таком двойственном результате - добиваются от школы рекомендации на высшую ступень. Но я-то ведь знаю цену этому результату.
Пусть идет на HAVO, учится спокойно - останется время и на аккордеон и на спорт. А наука - это не к нему, по этой части у нас - Марианна развлекается. Хотя - кто знает...

Вот такие дела.  ну, а как там в этой школе на самом деле будет, насколько там комфортно, насколько там хорошо учат - об этом узнаем в процессе - ничего другого - то  не остается.

Tags: gollandija, ликбез, школа
Subscribe

  • иногда...

    ... включаю днем ТВ - под перекус, вчера наткнулась на очередную серию незабвенной A-Team. Люблю этот старый серальчик, такой он ламповый,…

  • 23 - как с куста

    Все фотографии - за прошедший год. ну и что, что локдаун? Первое и последнее участие в изоизоляции. когда мы жили без затей? Жаркое лето…

  • про зиму в Голландии и всякое разное.

    Вот вы же тут в ЖЖ ничего не знаете, а у нас в Голландии дали зиму! и не на один день, как в прошлом году, а обещают на целую неделю! В субботу…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • иногда...

    ... включаю днем ТВ - под перекус, вчера наткнулась на очередную серию незабвенной A-Team. Люблю этот старый серальчик, такой он ламповый,…

  • 23 - как с куста

    Все фотографии - за прошедший год. ну и что, что локдаун? Первое и последнее участие в изоизоляции. когда мы жили без затей? Жаркое лето…

  • про зиму в Голландии и всякое разное.

    Вот вы же тут в ЖЖ ничего не знаете, а у нас в Голландии дали зиму! и не на один день, как в прошлом году, а обещают на целую неделю! В субботу…